ДАГЕСТАН
 
Новости
Гостевая
KavkazWeb
Лезгинский язык-Лезги чIал
AllBest.Ru
Cправочник по Дагестанским ИнфоРесурсам
ДАГЕСТАН

РУТУЛЬЦЫ

Этноним 'рутул,рутулар' происходит от самого многочисленного селения - Рутул, самоназвание мухIадар, муьхъведар в множественном числе от лезгинского муьгъ-мост. Основная часть рутульцев занимают юго-западную часть Южного Дагестана и несколько селений на севере Республики Азербайджан.Численность свыше 17 тыс. человек.Основная территория расселения - верховья р.Самур в Южном Дагестане. Сельское население (около 70 %) рутулов расселено в Рутульском (55 % населения района) и Докузпаринском (2,3 %) районах, а также небольшими группами в несколько сотен человек в Магарамкентском и Дербентском районах. Большинство рутулов-горожан проживает в Махачкале и Дербенте.

Рутульские селения расположены в трех обособленных регионах: 1) долина рек Самур и Кара-Самур, где располагаются селения Рутул, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Лучек, Кина, Вуруси, Джилихур, Кала, Ума, Пилек, Хнюк, Киче и т. д.; 2) долина реки Ахты-чай, в ней расположены два рутульских селения - Хнов и Борч; 3) на территории Азербайджана, здесь имеются пять рутульских селений - Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу и Дашюз, которые были основаны, согласно историческим источникам, еще в XVIII веке.

Основными соседями рутульцев являются в основном на востоке лезнины, на северо-востоке они граничат с агулами и селением Чирах, на северо-западе - цахурами, а на юге Главный Кавказский хребет с доступными перевалами отделяет рутулов от азербайджанцев

Рутулы относятся к лезгинской  группе языков. Говорят на рутульском языке, внутри которого существуют большие диалектные различия (выделяют четыре диалекта): мухадский или рутульский; шиназский; мюхрекско-ихрекский; борчино-хновский диалект. По материальной и духовной культуре рутульцы. близки лнзгинам и другим народам, населяющим бассейн верхнего течения р. Самур. В 1990 г. постановлением правительства Дагестана рутульский язык приобрел статус письменного языка.Письменность на лезгинском языке на основе русской графики.

 Религия рутулов - ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов,как и у практически всех лекских (лезгинских) нарордов,  до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение 'священным' местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам 'святых', над которыми сооружались так называемые 'пиры (пIир-могилы святых)' - места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На 'уджа' жители селений носили 'садакьа' (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

У рутулов существует и свой языческий бог - 'йинши'.
Территория рутулов, состоящая из трех обособленных частей, по природно-географическим признакам делится на две зоны:

 1) горно-долинная зона. Она занимает наиболее обширную часть территории рутулов. К этой зоне относятся селения: Рутул, Кича, Кала, Шиназ, Амсар, Кина, Джилихур, Ихрек, Шин, Кайнар, Хырса, Дашюз, Шорсу, которые расположены на высоте более 1000 м над уровнем моря. Они находятся в нескольких сотнях метров от лесного массива, который занимает весь правый берег Самура и Кара-Самура. Эта зона отличается сравнительно хорошими дорогами, более мягким климатом;
2) высокогорная зона. Для нее характерны узкие ущелья, по которым текут быстрые речушки, притоки Самура. Эту зону отличают мощные горные хребты со снеговыми вершинами, их высшая точка - гора Дисавгай, высота которой достигает 4010 м над уровнем моря. Здесь находятся селения: Хнов, Борч, Хмюх, Вуруш, Уна, Пилек, расположенные на высоте более 1500 м над уровнем моря. Зона отличается плохими дорогами, которые в зимнее время заносятся снегами, отсутствием лесов, обилием альпийских лугов и пастбищ. В административном отношении Рутульский район чрезвычайно неоднороден. Кроме восемнадцати рутульских селений, в него входят тринадцать цахурских селений: Курдул, Гельмец, Микик, Мишли, Муслах, Цахур, Кальял, Аттал, Корш, Мухах, Хиях, Сюгут, Джиных; четыре лезгинских - Лакун, Иче, Ихрак, Хлют. Из них ныне действует одно селение - Хлют; два лакских - Аракул, Верхний Катрух; одно аварское - Кусур и одно азербайджанское - Нижний Катрух.

  Ранняя история рутулов, как и всех лекских (лезгинских) народов, связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшаяся в IV в. до н. э., куда входили лезгинские народы Южного Дагестана, известные под общим названием 'леки'. Впоследствии рутулы вошли в состав 'Лакза (страна лезгин)' - одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI - начале VII века.С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации

Археологические памятники доалбанского и албанского периодов на территории рутулов пока не обнаружены, а самый ранний памятник относится к VI-VII вв., поэтому автору близка точка зрения известного дагестанского языковеда профессора Г. Х. Ибрагимова, что племена гаргары, которые жили в Закавказье на территории современного Карабаха, и являются предками нынешних рутулов и цахуров. В таком случае процесс формирования этих этносов прошел там, потому и произошло название Арцах - страна цахов. Подтверждением служат сохранившиеся два селения на горе Зангезур, жители которых говорят на похожем рутуло-цахурском языке. Это подтверждает и академик Дирр, который еще в начале ХХ в. писал, что говор аула Рутул ближе к удинскому, между тем шиназский говор - к цахурскому языку. В целом, рутульский язык, как и цахурский, относится к лезгинской группе восточно-горской ветви кавказских языков, которая получила название 'дагестано-нахская семья'.

. К X-XI вв. ислам уже прочно укрепил свои позиции на территории рутулов, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

 Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство: Насир-ад-дин - в Хнове, Рамазан - в Рутуле, Мухамед - в Шиназе.В IX-X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. Два рутульских селения - Хнов и Борч - входили в состав Ахтыпаринского магала. Хотя селение Хнов формально входило в Ахты-пару, но представляло собой самостоятельную сельскую общину со своими органами управления. В XVIII веке к Рутульскому 'вольному' обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений: Зрых, Кахул, Иче, Кака, Ялах, Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпаринского начала. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI-XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха, отстаивая каждый клочок своей земли. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну. Рутульский народ в преданиях сохранил имена своих борцов против Надир-шаха: Балалая, Османа, Тагира, которых заманили под 'честное слово', и схватив их, учинили над ними страшные пытки. В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30-40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в борьбе против колониального гнета царизма.
   В 1839 г. рутульское общество было присоединено к Илисуйскому султанству. В 1844 г. Илисуйское владение и Рутульский магал соединяли в один округ - Илисуйский. Округ разделился на три магала - Илисуйский, Рутульский и Ингилайский. Каждым магалом управлял наиб, назначавшийся Джаро-Белоканским начальником. С 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли 'Горного магала', населенного цахурами. Всей этой территорией стал управлять наиб, назначавшийся из беков и подчиненный начальнику Самурского округа. В 1862 г. было образовано Ихракское наибство, состоящее из двух частей: в первую часть входили селения Ихрек, Мюхрек, Нижний Катрух, Верхний Катрух, Аракул; вторую часть составляли селения Горного магала, принадлежавшие прежде к владениям Султана Илисуйского. Таким образом, рутульские селения оказались в составе трех наибств: Рутульского, Хрюч, Хлют, Вириль, Кахул, Луткун, Икрах, Кича, Рутул, Хнюх, Кала, Шиназ, Ума, Пилек, Алкар, Лучек, Вуруш, Кина; Ахтыпаринского, куда входили Борч и Хнов, и Ихрекского. Но Ихрекское наибство вскоре было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Для относительного облегчения управления был создан Лучекский участок Рутульского наибства.
    В 1928-1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения - Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских - Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское - Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.

 

 Copyright © dagestanlezginia@narod.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3