ДАГЕСТАН
 
Новости
Гостевая
KavkazWeb
Лезгинский язык-Лезги чIал
AllBest.Ru
Cправочник по Дагестанским ИнфоРесурсам
ДАГЕСТАН

ЦАХУРЫ

Цахур

Цахуры (цахи: самоназвание цIахурар ,йихъбы,цIах,на общелекском (лезгинском) означает- очаг,также цIа(й) огонь,) народ, живущий в западной части Рутульского района Дагестане, а также в соседних Закатальском, Кахском, Белоканском районах Азербайджанской ССР. На 01.01.2001 г. они насчитывают в Дагестане 6,6 тыс. человек. Генетически они, в частности по языку, входят в лезгинскую группу дагестанских языков, делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает лезгинский, азербайджанский и русский языки. Верующие -мусульмане-сунниты.Письменность на лезгинском языке на основе русской графики.

В Дагестане Цахуры населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский район, верховья р. Самур, в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта. Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. цIах,на общелекском (лезгинском) означает- очаг,также цIа(й) огонь,отсюда и пошли названия с.АгъцIагь (АхцIах,Ахты),с.ГапIцIагь (Гапцах Магарамкентский район),АрцIагь (Арцах) и т.д.

Предки их с лезгино-язычными народами под названием 'леки - албанцы' (в переводе означает - горцы,орлы) входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Знатоки истории, этнографии, антропологии, языка цахуров полагают, что они в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX - начале XX в., многие названия на Кура-Алазанской долине связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции. Албанская письменность, зарождение которой определяют 430 г., непосредственно связана с праязыком йикийцев-албанцев, на котором создавалась богословская (перевод Библии в V-

VI вв., житие святых V-VIII вв.), светская и каноническая литература (V-X вв.). Некоторые образцы этой литературы сохранились в переводе на древнеармянский язык. Есть основание полагать, что йикийцы-албанцы имели письменность еще до 430 г. Она функционировала на арамейской графике и читалась справа налево. Памятником такого письма является оберег из Ихрека. В связи с принятием христианства Кавказской Албанией (313 г.) и потребностью в переводе Библии на язык (или языки) албанцев в 430 г. раннее письмо было реформировано: был использован опыт греческой филологии - в состав алфавита ввели гласные, чтение и письмо начали осуществлять слева направо. В этом, безусловно, велика роль Месропа Маштоца, с чьим именем связывают создание армянского, грузинского и албанского письма в начале (первой четверти) V в. Традиции албанского письма продолжались в Х-XV вв., до того времени, когда христианство постепенно свои позиции у йикийцев-албанцев уступало исламу. Так, в XII- XIII вв. при медресе в Цахуре на местный язык с арабского были переведены работы шафиитского толка, Коран Исмаила с комментариями о шафиитском учении, а также свод мусульманских правовых и теологических нормативов (в специальной литературе указанные работы известны как 'Компендий Музани' и 'Книга Имама ая Шафии'). Кстати, медресе в Цахуре, первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе, было открыто в 1075 г. по распоряжению знаменитого визира Низама аль-Мулька (1017-1092), правителей государства Сельджуков Алп Арслана, затем Меликшаха.

Однако и тогда, и впоследствии, когда ислам стал ведущей религией Дагестана, албанская церковь в лице католикоса оказывала определенное влияние на народы Южного Дагестана и Кура-Алазанской долины, о чем свидетельствуют события второй половины XIV- первой половины XVII вв.

В XIV - XVI вв. у цахуров сложилась светская власть - Цахурское ханство. Оно образовалось на базе союза Цахурского, Илисуйского, Карадулакского и Сувагильского вольных обществ и подвластных селений тюрок-мугалов и ингиловцев (грузин). В начале XVIII в. резиденция Цахурского ханства была перенесена из Цахура в Илису (1725 г.). Соответственно ханство получило новое название - Илисуйское (Елисуйское) султанство.

В XVII в. Цахурское ханство (в последующем Илисуйское султанство) и Джаро-Белоканские вольные общества цахуров и аварцев образовали федеративный союз. Включая и владения Илисуйского султанства, он занимал территорию по нижнему течению реки Алазани, ограниченную с запада Кахетией, с юга - частично Ширакской степью (восточная часть Ширакской степи по руслу реки Иори, у цахуров - Габри, входила во владения вольных обществ и Илисуйского султанства), с востока - Шекинским ханством. В состав этой территории входили также земли, лежащие на северных склонах Главного Кавказского хребта (верховья Самура).

Военная и экономическая мощь союза Джаро-Белоканских вольных обществ определялась собственностью на землю и воду (природные ресурсы) и геополитическим положением.

В вольных обществах существовали два вида собственности на землю:

частная (пахота, сады, рисовые чеки, ближайшие сенокосы) и общинная (летние и зимние пастбища, трассы по перегону скота на зимние и летние пастбища, водные ресурсы по орошению, леса). Продажа земли адатом запрещалась. Те поселения, которые образовались на землях вольных обществ, земельной собственности не имели, они платили ренту за землю и воду тем обществам, на чьей земле они обосновались. Таковыми были енгиловские и тюрко-мугальские поселения (история их образования - отдельный вопрос). В литературе она описана как кешкельная рента.

Федеративный союз Джаро-Белоканских вольных обществ и Илисуйского султанства принимал активное участие в освободительном движении горцев в 20-60 гг. XIX в.: крупное восстание цахуров и аварцев в 1830 г., переход Даниял-султана Илисуйского в 1844г. на сторону Шамиля и объявление войны царской России; посещение Цахура в июле 1850 г. наместником Кавказа М. С. Воронцовым; карательная экспедиция 1852 г. в Горный Магал (верховье Самура) и полное сожжение 13-ти цахурских и 2-х аварских селений, насильственное переселение жителей этих сел в Алазанскую долину, неоднократные походы Даниял-султана и других военачальников имама Шамиля в Шеки, Закаталы и Кахетию.

После подавления восстания в 1830 г. Джаро-Белоканские вольные общества и Илисуйское султанство вошли в Закатальский округ. Хотя Илисуйское султанство было сохранено, но сам Даниял-султан в правах правителя был ограничен. Это обстоятельство стало одной из причин перехода его на сторону Шамиля. Илисуйское султанство в 1844 г. было упразднено.

В политической жизни цахуров и аварцев Джаро-Белоканских вольных обществ главным событием, связанным с Октябрьской революцией и установлением Советской власти (в 1919-1921 гг.), является ликвидация Закатальского округа и включение его в состав Азербайджанской ССР. Села Горного Магала остались в составе ДАССР. Это событие оказалось ключевым в судьбах цахуров, особенно Горного Магала.

В 19 в. Цахуры вошли в состав Российской империи. Многие семьи перекочeвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал. Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, с.-х. рабочие и др.).

В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. Поселения дагестанских Цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах.

Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом.

Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами - шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Теплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пeстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения - налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из тра-диционнго костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.

Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространeнным блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, пол-бовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего - сыр.

Был известен колыбельный сговор. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Основной формой семьи была малая семья. Неразделeнная семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел., трeх-четырeхпоколенный состав). Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума.

Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам.Основным праздником,как и у всех лекских (лезгинских) народов,являлся праздник начала весны - Яран Сувар (Йаран Суавар),Юхьванин йыгь -цахуры, Эверчин,Эбелцен-табасараны,Эр рутулы,Эвелцан-агулы .На Яран Сувар готовили особое блюдо из зeрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трeх дней. Фольклор испытал влияние культуры  азербайджанцев. Песни исполнялись на родном,лезгинском и азербайджанском языках, рассказы, сказки, плачи - на родном. Музыкальные инструменты - тар, саз, зурна, барабан.

 Copyright © dagestanlezginia@narod.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3